Я не писала про этот фильм? Да ладно! Быть того не может, помню, что писала, но в дневнике так ничего и не нашла, кроме упоминания в одном из кускопостов про голожопое детство Луффи и Эйса. Мистика какая-то. Окей, недавно мы с семьей сестры посмотрели его по телевизору за ужином в сотый раз, освежили впечатления. Вообще первый раз смотрела вскоре после выхода и потом не раз пересматривала при случае эпизодически или целиком. Для меня он из тех фильмов, которые не надоедают и где интрига не так важна. Илья правда смотрел давно и помнил плохо, зато глядел на все свежими глазами и подкидывал интересные мысли. Ну а раз фильм нами активно обсуждался, то в двух словах все не напишешь.
Для начала хочу пробежать по технической части. Очень добротный фильм. Не скажу, что я прям фанат Дэнни Бойла, но из песни слов не выкинешь - из смотренного у него мне не зашло только Пекло. Не, я и его несколько раз пересматривала, но кусками, целиком он какой-то мудренно-затянутый. Остальные фильмы смотрятся бодро, независимо от хронометража - На игле, Пляж, Транс, 127 часов. Динамичные, яркие, "клиповые". Пусть в последнем в основном один герой в одних скудных декорациях, все равно не скучно. И помимо сюжета, мне в этих фильмах очень нравится визуальная часть и саундтрек - очень харАктерные, яркие, гармонично сочетаются между собой и запоминаются надолго. Еще тут есть дети, а как я не раз писала, дети обычно или просто играют заученные роли (если им недодали мотивации), или этой ролью живут. Так вот дети тут прекрасные. Их вроде как там же, в трущобах, и откопали, так что вжиться в роли, наверное, было несложно, но сюжет все таки жесткий, не каждый выдюжит (парнишке, что играл волчонка Салима, пожалуй, сложнее всех должно было быть). Эти выдюжили. Вообще это моя любимая часть фильма - когда герои совсем мелкие. У подростков роли покороче, попроще, поровнее, а взрослые явно проигрывают младшим товарищам по цеху.
И раз начала о детях, хочу отметить, что при всей грязи и мерзости окружения героев, их детство не показано унылым и безрадостным. На этих эпизодах можно было бы бесконечно давить слезу из зрителя безысходностью, но этого нет. То есть да, ты смотришь и поражаешься, сколько же дерьма в жизни этих детей, но они сами умудряются радоваться жизни и в таких условиях. Такой вот парадокс.
Перейдем собственно к сюжету и героям.
Ахтунг, простыня c претензиями!Этот фильм мне нравится всем... кроме истории любви. Хотя она вроде как сюжетообразующая и есть и в отзывах принято ею восхищаться. Я вообще не фанат лавстори, но тут она как-то совсем хреново подана. Я не увидела любви между главными героями ни в один из ста просмотров. Да они вообще друг друга толком не знали, прожили только несколько недель (а то и дней) в сопливом детстве - и здрасьте, любовь. Подростками просто увиделись на несколько часов. Але, где обоснуй? Где чувства? Нет их. Зрителя просто просят поверить на слово, что эти персонажи действительно любят друг друга. Что любопытно - Илья тоже не разглядел чувств между Джамалем и Латикой, зато разглядел их между Латикой и Салимом. Мы правда не согласились, однако, я впервые задумалась о том, что последние ведь действительно знают друг друга дольше и лучше. Пусть между ними не любовь, а скорее неприязнь, но вот тут как раз обоснуя, чувств и взаимодействия хватает.
Хрен с ней, любовью, для меня это всегда был фильм про двух братьев и на этом фронте он шикарен. Опять же, особенно сцены с детьми. Пацанятам прям веришь, что они братья, безупречно сыграли. Я очень люблю семейную тему, меня прям по шерсти погладили. А уж сколько тут "на поговорить"... Надо сказать, история с автографом (вся, не только сортирная часть) задает настрой на восприятие и, судя по отзывам, этот настрой у многих остается на весь фильм. Все просто - один брат хороший, стремится к мечтам, другой плохой и любит только деньги. Последний раз мы на эту сцену не успели, Илья ее не помнил, мы помнили, но забили. А вот дальше там как раз все неоднозначно и в каждый просмотр я копала эту тему все глубже.
Положа руку на сердце, моим любимым героем здесь всегда был Салим. С таким человеком не хочется пересекаться в реальности, но как персонаж он оказался более сложным и глубоким, чем влюбленные главные герои. Да, он не был хорошим человеком по общепринятым моральным нормам, я не собираюсь обелять бандита, мол, не мы такие, жизнь такая. Но его любовь к брату подкупает. И это самые сильные чувства, которые есть в этом фильме и в которые веришь. Джамаль брата тоже любил, в детстве особенно, но потом его одержимость Латикой все затмила, на брата стало уже пофиг. А вот вечная дилемма Салима "брат или деньги/собственное благополучие" практически неизменно решалась в пользу первого. Реально, обратите внимание на все мелочи - нет у бандита никакого озарения и искупления грехов в конце, он так поступал всегда. Илья на мои слова, что подразумевается, что младший брат был хорошим, а старший плохим, сказал "А в каком месте он плохой? Он же младшего весь фильм тащит!". И ведь реально тащит! Без Салима не было бы ни истории любви, ни вообще Джамаля - некому было бы раз за разом спасать его и Латику. Он вечно был вынужден думать за двоих, чего о младшем не скажешь. Тот вообще не склонен сильно думать, из троицы героев голова работает только у Салима, он самый разумный. Тут опять же проработано все до мелочей, типа, когда малышня убегает от охранников в аэропорту, Салим хватает из общей кучи две палки и передает одну Джамалю, когда тот его догоняет. Пока младший все грустит о только что потерянной любви, сидя на крыше поезда, старший его утешает - и у него уже есть план, как выживать в новых условиях. Пока младший уже подростком твердит, что он пойдет в бордель за своей любовью, у старшего опять же уже есть план. Честно, все твердят, что Джамаль прям горы сворачивал ради Латики, но где эти горы? На что он рассчитывал, просто придя то в квартал красных фонарей, то в особняк? Что бы он там делал, если б не было "плохого" Салима? Просто за руку бы увел Латику, рассказывая о своей неземной любви, и все окружающие поумилялись бы этому и отпустили? Да ладно! Почему-то опять же "плохой" Салим, который якобы всегда предпочитает деньги брату, берет дело в свои руки и жертвует своим благополучием ради благополучия брата. Он еще у Мамана хорошо устроился, не рядовым попрошайкой - но брат оказался важнее. Он мог на поезде бросить веревку и не упасть самому - но брат оказался важнее (незначительная сцена, но характерная). Он мог остаться жить со своей компанией воришек при Тадж Махале - но брат оказался важнее. Мог не лезть в осиное гнездо Мамана, который явно не был бы ему рад - но брат оказался важнее. Мог не отпускать Латику и не навлекать тем самым на себя гнев босса - но... догадайтесь сами. А что насчет денег, в их пользу старший решает только в той же истории с автографом, но там не решались ничьи судьбы, ставки начали повышаться уже потом. Я вообще увидела значительный косяк за Салимом только когда он забрал Латику и выгнал Джамаля, хотя и тут можно приплести обоснуй, если захотеть. Не знаю правда, подразумевается ли это по сценарию, но смотрите сами. После того, как Салим спас Латику (будем честными, это сделал не Джамаль, он там тупо баластом болтался), ему и ей нужна была крыша от подчиненных Мамана. Джамаль им нафиг не сдался. Джавед принял Салима за конкретные заслуги, Латику - по принципу "баба в хозяйстве всегда пригодится", но не думаю, что он планировал устраивать детдом для сироток. Нафиг бы ему Джамаль? Так что Салим и тут своеобразно позаботился о брате, убрав его подальше от бандитских разборок. А может и нет и парень просто был пьян и в состоянии аффекта после убийства. И все таки он показан думающим персонажем, причем думающим наперед, так что моя теория тоже имеет право на существование.
У меня также имеются претензии по поводу честности Джамаля, ведь все твердят, какой он молодец, в таких условиях сохранил в себе доброе и светлое, оставался всегда честным и тд. Окей, почти все детство он был мелким воришкой и обманщиком (как и все его окружение) и это ему нигде не жало. Правда стоит отметить, что зачастую он выполнял роль отвлекающего, пока другие занимались более грязной работой. Ну и когда их с братом дорожки разошлись, Джамаль устроился в жизни честным работягой - это безусловно плюс. Он все же не такой уж беспомощный. Другое дело, что таким деятельным он выступает нечасто и не доводит дело до конца - для этого нужен старший брат. Мечтать - это хорошо, но чтобы мечты сбывались, надо что-то делать. И если б Латика просто увидела его в передаче, это бы ничего не изменило. Как и просто его приход в бордель когда-то. Чтобы главный герой оставался честным и чистым, кто-то другой должен замарать руки за него.
Ну и про последнюю из троицы. Латика красивая. И на этом все. Персонаж какой-то пустой. Я понимаю, что сказывается положение женщины в тамошнем обществе и ее ситуация в частности, но получилась просто красивая кукла, абсолютно ведомая. И ведет ее опять же не Джамаль в большинстве случаев. Кстати любопытный момент в борделе - когда Салим стреляет в Мамана, не теряется в ситуации только Латика. Остальные в шоке, Джамаль вообще зависает, а девочка шустро подбирает с пола деньги и ускакивает за спину старшего. На неприязнь и детские обиды уже как-то пофиг... А так активных действий у девочки практически нет. Она торчит под дождем на одном месте, пока ее не позовут, и сразу останавливается, если ей больше не протягивают руку. Она вообще ничего не сделает, пока ей не укажут. Какие уж там она препятствия преодолевает ради своей любви, я не знаю, не увидела.
Еще немного коробит, что вроде ж посыл был "Не в деньгах счастье", но деньги ГГ таки отваливают. В первый просмотр я думала, что после звонка Джамаль сколется и останется без денег, но с любимой. Ну, нет так нет. По крайней мере, эти деньги он реально заработал сам (пусть и альтернативным методом), чего не скажешь о любви.На этой мои претензии заканчиваются. Пусть вас не обманывают размеры простыни - фильм, несмотря ни на что, чудесный. Одновременно реалистичный и сказочный. Просмотра определенно стоит и не одного.
А я зануда, да.